Кабриолет ГАЗ и его парадная история
Один из самых известных и даже легендарных в ряду моделей ГАЗ кабриолет — так называемая «Чайка» или ГАЗ-13, позже сменившаяся ГАЗ-14. Однако мало кто помнит, что первым открытым автомобилем данной марки был ГАЗ-А — стильный фаэтон 30-х годов 20-го века, и его чуть более позднее продолжение фаэтон ГАЗ-11-40 — модификация знаменитой «Эмки». Вслед за ними появился еще в середине 40-х годов 20-го века ГАЗ-М20 «Победа», ГАЗ-12 «ЗиМ», и лишь потом «Чайка». Кабрио-Победа выпускалась в двух вариантах – гражданский кабрио-седан и военный кабриолет, предназначенный для проведения парадов. Несмотря на то, что обе модификации шли на базе одной модели, они имели целый ряд существенных отличий — более жесткий кузов, отсутствие жестких окантовок боковых стекол и наглухо заваренные задние двери. Стоит отметить, что ни гражданский вариант, ни военный в серийном масштабе никогда не выпускались и насчитывали всего несколько заводских экземпляров.
«Чайка» — это непросто автомобиль, а символ власти, силы и решительности. Подобные ассоциации автомобиль вызывает и по сей день, причем не только благодаря тому, что выпускался вручную для правящей верхушки страны, но и за счет своего характерного дизайна. Прямые строгие линии, заостренные углы и невообразимо широкий вытянутый корпус. При этом автомобиль на удивление производил впечатление скорости и стремительной легкости, напоминая летящую птицу и полностью подтверждая свое название. Правда, испытать подобные ощущения довелось лишь тем, кто пользовался седаном. Аналогичный ГАЗ кабриолет использовался исключительно на парадах и ездил медленно и чинно, как и полагалось ему по статусу.
До сегодняшнего дня эти замечательные машины дошли лишь в единичных коллекционных вариантах. Немного лучше дела обстоят с «Победами», но чаще всего, конечно, можно встретить кабриолеты на основе ГАЗ-21 и ГАЗ-24 «Волга». Правда, все они, за исключением трех штук, до сих пор используемых в Новосибирском гарнизоне, являются единичными творениями кустарных мастеров, не пожалевших сил, времени и средств на то, чтобы превратить обычный серийный автомобиль в произведение инженерного искусства на радость всем, кто встречает его на дорогах. Последним автомобилем из линейки ГАЗ, который пытались модифицировать в кабриолет для парадов, является ГАЗ-3110, однако дальше выпуска одной машины дело не пошло и на смену творениям Горьковского завода пришли совершенно иные машины.